D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии

На этот раз рассмотрим набор под названием D2-1. Набор предназначен для самостоятельной сборки автомобиля, отслеживающего линию. Процесс сборки дает начальное понимание принципов и методов автоматического управления, поможет получить полезные знания и навыки, заложить хорошую основу для дальнейшего обучения. Ниже рассмотрим характеристики, процесс сборки, возникающие тонкости, процесс настройки. Стоимость комплекта с доставкой ~ 6$.

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии

_

Технические характеристики

Название модели: D2-1 интеллектуальный набор для сборки автомобиля отслеживания линии

Размер печатной платы: 105х72х1,6мм

Размер после сборки: 105х85х46

Рабочее напряжение: 3 вольта

Характеристики двигателей:

Название: Одновальный двигатель TT
Рабочее напряжение: 3 В — 12 В постоянного тока (рекомендуемое рабочее напряжение от 6 до 8 В)
Максимальный крутящий момент: 800kgf·cm (при напряжении 3 В)
Передаточное число: 1:48
Ток холостого хода: 170mA (при напряжении 4,5 В)

_

Состав комплекта

— компаратор LM393 – 1 шт.
— планка под микросхему компаратора – 1 шт.
— конденсатор электролитический 100 мкФ – 2 шт.
— подстроечный резистор 10 кОм – 2шт.
— резистор 51 Ом – 4 шт.
— резистор 1 кОм – 2 шт.
— резистор 10 Ом – 2 шт.
— резистор 3,3 кОм – 2 шт.
— фоторезистор CDS5 – 2 шт.
— светодиод 5мм – 4 шт.
— транзистор S8550 – 2 шт.
— кнопка с фиксацией 6х6мм – 1 шт.
— двигатель постоянного тока с редуктором – 2 шт.
— колесо 40мм – 2 шт.
— шины (резиновые кольца) 40мм – 2 шт.
— винт М5 – 1 шт.
— гайка М5 – 1 шт.
— гайка-крышка М5 – 1шт.
— шуруп для прикручивания колеса – 2 шт.
— проводники для подключения двигателей – 4 шт
— блок для установки батарей – 1 шт.
— печатная плата
— двусторонний скотч – 3 отрезка
— инструкция на китайском языке со схемой подключения
— тестовая дорожка с обратной стороны инструкции

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии. комплектация
Комплектация

_

Сборка электрической части

Перед началом стоит напомнить о необходимых приспособлениях, чтобы работа приносила удовольствие, а не разочарование:

— разумеется, потребуется маломощный паяльник с тонким удобным жалом или, если надолго и всерьёз:), то паяльная станция;

— приспособление для крепления во время пайки мелких деталей, а также для увеличения – «третья рука»;

— для простоты работы и получения отличных результатов воспользуйтесь припоем на катушке, желательно с содержанием флюса;

— небольшие кусачки для откусывания лишних частей ножек;

— пинцет

Сборку, как обычно, целесообразно начинать с самых мелких элементов. Начнем с резисторов, их в схеме целых 10 штук. Номиналы резисторов проще определять мультиметром. Так же на номиналы указывает маркировка в виде полос на корпусе резисторов. Если некогда возиться с расшифровкой, смотрим рисунок ниже:

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии
Соответствие маркировки номиналам резисторов

Определить место установки резистора на плате проще простого, разработчик платы побеспокоился заранее. Возле мест установки написаны не только номера резисторов, но и номиналы.

плата с изображением посадочных мест
Плата с изображением посадочных мест

В этом месте я бы хотел сделать небольшое отступление. Оно касается целесообразности установки 10 Ом-ных резисторов. Ниже будет более подробно описано моё несогласие с такими номиналами. Мои рекомендации – сопротивление 500 Ом-1 кОм, экономия заряда батарей будет существенная, да и компаратор дольше проживет!

Итак, впаиваем резисторы в произвольном порядке согласно подписям на плате.

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии

Чтобы закончить сборку в верхней носовой части машинки нужно впаять два одинаковых p-n-p транзистора, два электролитических конденсатора на 100мкФ и два красных светодиода.

Контуры транзисторов нарисованы на плате, что четко указывает на их положение. Проблем с установкой не должно быть, главное внимательность. Длинные ножки, как на конденсаторах, так и на светодиодах соответствуют выводу – «+». Под светодиодами на плате нарисован знак диода с анодом (+) и катодом (-).

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии

Должно получиться как-то так:

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии. установка транзисторов, конденсаторов и верхних светодиодов

Дальше рекомендую продолжить сборку верхней части. Здесь осталась панелька под микросхему, два подстроечных резистора и выключатель. Паяем панельку, положение произвольное. Микросхему устанавливать пока не рекомендуется. Положение подстроечных резисторов — согласно рисунку на плате (постарайтесь их пока не крутить). Выключатель нужно установить таким образом, чтобы при нажатии кнопки замыкались контакты 1 и 2 (см. рисунок ниже).

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии

Правильное положение нужно вызвонить мультиметром или смотрите следующий рисунок:

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии. положение выключателя

_

Механическая сборка

На самом деле, не совсем корректно, говорить о том, что электрическая часть сборки закончена. Не стоит далеко откладывать паяльник. И нет, я не забыл, что к нижней части еще не припаяны два светодиода и два фоторезистора (датчики освещенности). Дело в том, что припаивать их нужно с определенным расстоянием до поверхности пола и между собой. Это расстояние проще будет определить с уже установленными колесами. Поэтому откладываем недалеко плату и берем в руки два моторчика.

Перед нами обычные двигатели постоянного тока с уже установленным внутри редуктором. На алиэкспрессе их можно отыскать в отдельной продаже по аббревиатуре Мотор TT 130. В зависимости от полярности подаваемого напряжения моторчики вращаются в ту или другую сторону.

По задумке автомобиль движется только вперед, а моторчики установлены в одном направлении, но на разные стороны. Поэтому они должны вращаться разнонаправлено. Плюс и минус питания подключаются по-разному.

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии. Соединение моторчиков с платой. Красным проводом показан плюсовой контакт
Соединение моторчиков с платой. Красным проводом показан плюсовой контакт

На плате имеются специальные пятачки для припаивания проводников от двигателя. Плюсы обозначены как М1 и М2, минусы – знаком знаком «».  Припаиваем к ним провода от моторчиков, предварительно наклеиваем скотч к стороне, прикладываемой к плате. Обезжириваем плату и приклеиваем к ней вторую сторону моторчика.

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии. Установленные на плату моторчики

Теперь готовим колеса, т.е. натягиваем резиновые кольца из комплекта на диски. Вставляем собранные колеса пазом в привод моторчика и прикручиваем имеющимися маленькими винтиками.

Установленные колеса

Далее прикручиваем передний опорный винт:

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии. Передний винт с гайками
Передний винт с гайками

Винт заведомо слишком длинный. Если установить его как есть, передняя часть окажется задранной вверх. Поэтому желательно найти еще одну гайку для регулировки высоты.

Установленная и отрегулированная гайка_ в d2-1
Установленная и отрегулированная гайка

Результат показал, что для горизонтального положение платы (платформы автомобиля), винт должен быть короче приблизительно на 6 мм.

Чтобы закончить механическую сборку нужно приклеить двусторонним скотчем блок для батареек. Для этого нужно найти на нижней стороне платы возле правого колеса два пятачка со значком «+» возле одного из них. Возле этих пятачков также находится сквозное отверстие. В это отверстие необходимо протянуть провода от батарейного блока. Провода можно укоротить или скрутить аккуратно косичкой и уложить, чтобы они не мешали движению. После залуживания пятачков на плате и кончиков проводов, помогая пинцетом, припаиваем провода. Красный – «+», черный – «-».

установленный батарейный блок. D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии
Места припаивания проводов от батарейного блока. D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии
Место припаивания проводов от батарейного блока

_

Установка передних датчиков

После фиксации переднего винта у автомобиля четко определилось расстояние от поверхности пола до платформы. Следовательно, появилась возможность правильно установить (впаять) датчики освещенности и нижние светодиоды. Итак, датчики освещенности впаиваем на расстоянии приблизительно 5мм от поверхности пола. Датчики не полярные. Не имеет значение, какой стороной устанавливать в плату.

Рядом с ними, также на расстоянии 5 мм от пола и на расстоянии 5 мм от датчика-соседа, впаиваем светодиоды. Здесь, разумеется, стоит обратить внимание на полярность (имеется значок «+» на плате). Светодиоды в данном случае устанавливаются не для индикации, а для подсветки поверхности. Такое размещение уменьшает действие помех в условиях плохой освещенности.

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии
Размещение датчиков по отношению к поверхности. Вид с фронта.
D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии. Размещение датчиков по отношению к поверхности
Размещение датчиков по отношению к поверхности. Вид сбоку.

Обратите внимание, что ножки деталей, особенно, у датчика освещенности довольно-таки тонкие. При большом удалении от платы они могут легко замкнуть между собой. Чтобы предупредить такую неприятность ножки желательно изолировать. Например, с помощью термоусадки.

_

Отладка

Для наглядности работы будем держать схему перед глазами:

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии. принципиальная электрическая схема.
Схема. Нумерация элементов указана как на оригинальной схеме (кроме светодиодов, тут слишком загадочно)

Не стоит пока спешить устанавливать микросхему в слот панельки. Установим только батарейки размером АА в батарейный отсек и нажмем на кнопку включения. Должны загореться два нижних светодиода подсветки датчиков освещенности. Если это не произошло, стоит проверить полярность светодиодов, ну, и перепаять наоборот, если ошиблись. После успешной отладки отключаем питание с помощью кнопки выключателя.

После первого теста идем дальше. На следующем этапе проверим цепь включения двигателей. Для этого вспоминаем, куда на нашей панельке под микросхему должен вставляться первый вывод и куда восьмой (последний).

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии
Расположение выводов на микросхеме LM939

Далее давайте посмотрим на схему. Так как выводы 1 и 7 у компаратора LM393 (подробней о компараторах) представляют собой открытый коллектор, необходимы подтягивающие резисторы. Их роль выполняют резисторы R3 и R4 (см. схему). Резисторы, в данном случае, устранят «болтание» базы ключевых транзисторов в воздухе и воздействие помех и токов утечки через компаратор. Но это небольшое отступление.

Сейчас важно понять, для того чтобы включился двигатель необходимо открытие транзистора.  Рассмотрим p-n-p транзистор Q1.  Транзистор работает в ключевом режиме. Для его открытия нужно обеспечить протекание тока через эмиттер на базу — резистор R9 — первый вывод компаратора и на «землю» через 4-ый вывод. Силы тока должно быть достаточно для того чтобы транзистор перешел в режим насыщения (открылся). Ток ограничивает резистор R9. Для протекания тока выводы 1 и 4 должны быть замкнуты. При работе компаратор сам будет определять условия  замыкания эти выводов. Поскольку микросхема не установлена, её роль при первичной проверке могут сыграть обычные перемычки.

Таким образом, чтобы проверить работу двигателей замыкаем контакты 1 и 4 на панельке и включаем кнопку питания. Должен вращаться один из двигателей. Проделываем туже операцию с контактами 7 и 4. Должен вращаться второй двигатель. При этом обязательно обращаем внимание на направление вращения колеса. Оба должны вращаться вперед. Да, и, разумеется, при вращении двигателя должен загораться соответствующий светодиод. Если не загорается, вероятно, дело снова в перепутанной полярности. При других проблемах проверяем качество спайки, перепаиваем провода на двигателях, проверяем еще раз — в правильном ли положении припаян транзистор и т.п.

И последний шаг, после отключения питания вставляем микросхему LM939 в 8-ми контактный разъем панельки (опять же не забываем о положении ключа). Если вы по какой-либо причине вращали подстроечные резисторы R1 или R2, поставьте их в среднее положение.

В комплекте поставки с обратной стороны инструкции изображен овал черного цвета – дорожка для «обкатки» вашего автомобиля. Разложите ее на ровной поверхности. Поставьте на нее автомобиль и включите питания. В моем случае регулировки не потребовались. Автомобиль сразу начал отслеживать линию и двигаться вдоль изображенного овала.

В случае, когда автомобиль дергается, не двигается (маловероятный случай), измените значение одного из подстроечных резисторов. Это изменит порог напряжений на входе. Автомобиль должен двигаться в поиске  черной линии.

Разумеется, не обязательно пользоваться линией из комплекта. Подойдет любая черная линия или лента шириной 1,5 — 2 см (например, изолента).

_

Работа схемы

Давайте немного пройдемся по работе схемы. Для этого посмотрим на нее еще раз:

D2-1 - набор для сборки автомобиля отслеживания линии. принципиальная электрическая схема.

Итак, слева на право. Светодиоды D1,D2 – стоят в нижней части, загораются сразу при включении питания. Как было выше сказано устраняют вероятные помехи в условиях плохой освещенности (могут быть белого цвета, но красные имеют меньшее напряжение падения – это нужно учитывать).

Для устранения просадки напряжения батарей во время пуска двигателя и соответственно затухания светодиодов параллельно светодиодам установлены конденсаторы C1 и C2. Конденсаторы работают как дополнительные источники питания во время просадок, напряжение на светодиодах удерживается практически стабильным.

Резисторы  R5, R6 ограничивают ток светодиодов приблизительно до 15 мА (максимальный ток 20 мА, иначе светодиод быстро выйдет из строя).

Резисторы R1||R7,R13 и R2||R8,R14 образуют делители напряжения. В зависимости от количества света, попадаемого на датчики освещенности R13, R14 (фоторезисторы), формируется напряжение на выводах 3 (6) и 2 (5). Вероятность того, что сформируется абсолютно одинаковое напряжение невелика. Если такое произойдет то, либо будут вращаться оба колеса до момента изменения освещенности, либо колеса остановятся. Тогда есть смысл немного изменить сопротивление одного из подстроечных резисторов, чтобы сместить напряжение. Надо заметить, что вероятность полного простоя практически нулевая. Порог напряжений не устойчив. Двигатели скорее будут дергаться поочередно, чем полностью стоять.

Итак, напряжение от делителей попадает на компараторы (еще раз подробнее о компараторах). Внутри микросхемы LM939 их два. Один подключен как инвертирующий, второй – неинвертирующий. Это значит, что когда на выходе первого компаратора мы имеем открытый транзистор, на выходе второго он будет закрыт или наоборот. Т.е. колеса должны вращаться поочередно, но никак не одновременно. Для изменения направления датчик будет искать место с худшей площадью отражения, что изменит баланс напряжений на входе и переключит на вращение другого колеса. Потом тоже произойдет с другим датчиком. Отсюда и отслеживание линии.

О резисторах R3,R4 и об открытии транзисторов Q1 и Q2 упоминалось выше. Единственное, что здесь смущает это номиналы резисторов R9 и R10. Разработчик прям, настаивает в правильности сопротивления 10 Ом. Но что у нас при таком сопротивлении получается. А получается  базовый ток 140 мА. Целых 140 мА для открытия транзистора, не жирновато ли. Можно зажечь еще десять светодиодов.

Согласно техническим характеристикам на транзистор S8550, минимальный коэффициент усиления по току равен 120 (максимальный – 400). Ток холостого хода двигателя 175 мА. Это значит, что ток на базе может быть уменьшен до 1,46 мА (как минимум). Возможно, расчет идет на большие пусковые токи. Но даже если так, то сопротивления резисторов базы может быть на порядок выше. Т.е. как минимум 100 Ом. Скажу прямо, я провел практические испытания на резисторах в 1кОм. Получил ток 2мА в базе. Работоспособность ничуть не нарушилась. Экономия заряда батарей – налицо!

Открытие транзистора Q1 открывает путь для протекания тока через двигатель M1 и части тока через ограничительный резистор R11 к светодиоду D3. Поскольку угол свечения прозрачного красного светодиода 30 градусов и направлен он вверх, то вероятность того, что он осветит дорогу, ну, стремится к нулю. Т.е. светодиод выступает в роли индикатора работы двигателя, не более того.

Открытие транзистора Q2 подключит в работу двигатель M2 и зажжёт светодиод D4.

Вот, пожалуй, и все о работе схемы.
В целом набор интересный и поучительный. Собрали маленького робота без программирования микропроцессоров. Получили возможность разобраться в работе компараторов. Надеюсь, положительные эмоции тоже получили. Спасибо за потраченное время!